Замок Сазава

 

Замок Сазава

03.07.2007




Сазавский замок - бывший монастырь, краткая история, экспозиции

Бенедиктинский монастырь со старославянской литургией, основанный св.Прокопием в 1032 г.,
- поначалу представлял собой ряд романских построек,
- затем происходит перестройка и расширение комплекса в готическом стиле,
- был сильно поврежден и сожжен гуситами,
- стал частной собственностью в 16 в.,
- бароккизирован в 17 в.,
- упразднен во времена правления Иосифа-II,
- бывший конвент перестроен на замок в стиле псевдоренессанс в 19 веке,
- обновлен в 50-60 годы 20 века,
- в 1962 г. объявлен национальным памятником культуры.
Нынче монастырь находится в ведении Краевого центра государственной охраны памятников культуры и служит целям просвящения, по выходным дням и в праздники здесь проводит богослужения римскокатолическая церковь.
Экспозиции:

  • «Старославянская Сазава»: историческая экспозиция
  • барочный рефектарий с росписью по потолку на тему основания монастыря; образ св. Прокопия
  • капитульный зал – готические настенные росписи 14 века, Мадонна Сазавская (особо раритетными являются две фрески: Мадонна, наказывающая маленького Иисуса, подобный сюжет можно найти лишь во Франции, и Мадонна, ожидающая младенца)
  • готическая капелла Д.Марии
  • бароккизированный костел св.Прокопия с романской криптой
  • северный сад с результатами археологических раскопок: остатки костела св. Креста 11 века и Д.Марии и св. Иоанна Крестителя.



История, архитектура, живопись

Скит отшельника Прокопия с первым храмом Д.Марии и монашеской коммуной (1009 г.), заменил бенедиктинский монастырь, основанный его первым аббатом в лице Прокопия (с разрешения князя Олдржиха) в 1032 году.
Cпустя год после смерти аббата Прокопия, в 1053 г. Спитигнев II выгоняет славянских монахов из Сазавского монастыря, заменив их латинскими монахами немецкого происхождения.
После изгнания сазавские монахи ушли в Венгрию, где установили контакт с русскими монахами, ставший впоследствии основой русско-сазавских связей. Неопровержимым свидетельством этих связей является сообщение Сазавской хроники о том, что в 1095 г. в основание одного из престолов поставленного в монастыре храма были положены частицы мощей Бориса и Глеба. Такие реликвии могли попасть в Сазаву лишь из храма в Вышгороде под Киевом, где хранились мощи этих русских святых.
В 1061 г. Вратислав II предложил сазавским монахам вернуться в монастырь. Наряду с архитектурным развитием комплекса при аббате Божетехе начинаются богослужения на старославянском языке и расцвет деятельности монастыря, ставшего посредником в культурных связях между Чехией Пршемысловского периода и славянским юго-востоком.
Литературная деятельность славянской Сазавы заключалась, во-первых, в переписке более древних старославянских текстов не только чешского, но и других славянских центров, во-вторых, в создании оригинальных произведений, и в-третьих, в переводах.
Один из алтарей Сазавского монастыря был посвящен русским святым Борису и Глебу, в монастыре переписывались и хранились старославянские рукописи, в том числе и русского происхождения, например глаголическое Реймское евангелие — апракос. Старославянская письменная традиция и связи с восточными славянами поддерживались в Сазавском монастыре не только до 1054 г., когда христианская церковь расчленилась на Западную (католическую) и Восточную (православную), но и после раскола.
Сохранились свидетельства о тесных связях последователей св. Прокопия Сазавского с монахами-святогорцами и братией Киево-Печерской лавры.
Но вот - новое изгнание сазавских монахов в 1097 году Бржетиславом II, в результате чего использование старославянского языка прекратилось окончательно, а на Сазаву пришли монахи Бржевновского монастыря.
С 12 века монастырь имеет чисто латинский характер (аббат Детгарт); при аббате Силвестре продолжается строительство монастыря. Литература, возникшая в это время, написана на латинском языке, сюда относятся: Легенда о св. Прокопии, Летопись Монаха Сазавского и др.
В 1204 г. Пршемысл Отакар-I добивается у папы Иннокентия III причисления Прокопия к лику святых.
Перестройка старых объектов в готические была начата при аббате Матее около 1315 г.
От этого этапа строительства остались пресвитерий и крипта церкви. Из монастырских построек – капитульный зал.
Первоначальный проект, предполагавший строительство базилики из белого песчаника, позднее был изменен на проект 3-нефного храма зального типа с двумя башнями на западном фасаде, уже из красного песчаника. Не исключено, что здесь сказалось влияние придворной мастерской Матфея Аррасского (первого строителя собора св. Вита).
Однако окончательной реализации этого масштабного проекта не суждено было состояться. Работу нарушили гуситские войны. Была закончена лишь южная стена с аркадами на мощных профилированных пилонах и 3-этажная южная башня, хор с боковыми капеллами и фундаменты притвора.
Гуситское движение во всех отношениях отрицательно сказалось на развитии Сазавского монастыря. В 1421 г. монастырь захватили пражские гуситы, судя по всему, выгнав всех монахов с его территории. Уже спустя 6 лет Сазава со всеми усадьбами оказалась во владении панов из Кунштата, удерживающимися там до начала 16 века. Правда, упоминается, что в конце 15 в. там вновь появились аббаты, жившие здесь в качестве приходских священников. К середине 16 в. в монастыре осталось всего несколько монахов.
Владельцы поместья часто менялись, а само поместье сильно дробилось. Новые хозяева стремились получить максимальный доход от хозяйства и совершенно не заботились о все более ветшавших монастырских постройках.
В 17 и 18 в.в. некоторые аббаты стремились обновить монастырь и костел, получивший тогда барочный вид и новую мебель. Функцию костела стал выполнять хор, закрытый и перекрытый сводами в 1687 г. При обновлении после пожара появились западный барочный фасад (отчего, разумеется, пострадал готический облик храма) и прелатура.
При императоре Иозефе II монастырь был упразднен, а в 1809 Сазавское поместье было продано на аукционе Вильгельму Тигелю из Линденкрона.
Конвент перестраивал в замок в 1809 г. очередной владелец Ян из Нойберга. Последним владельцем замка был Фридрих Шварц. Его семье замок с поместьем принадлежал до освобождения Чехословакии в конце второй мировой войны.
Монастырский ансамбль был объявлен памятником культуры в 1962 г., после обновления он служит целям просвящения.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Стенопись капитульного зала соответствует уровню развития, достигнутого чешской живописью во 2-й пол. 14 века. Фрески, написанные особым видом темперы, представляют сцены из жития Богородицы, что было откликом на распространявшийся в период правления Карла IV культ Девы Марии. Образцами для сазавских фресок послужили, по всей вероятности, придворная живопись Карлштейна и несохранившиеся работы пражских художников.


Тетраконх - каменный костел св. Креста

В ходе археологических исследований на территории северного сада, проводившихся, начиная с 50-х годов 20 века, был обнаружен фундамент центрической сакральной постройки, относящейся к 11 веку, единственная находка такого рода в Чехии.
Речь идет о центрическом здании с квадратным планом, окруженном четырьмя полукруглыми апсидами, соединенными прямоугольными выступами - так наз. т е т р а к о н х е (рис. 4-5).
Подобные постройки византийского типа можно найти лишь в юго-восточной Европе.


Политический фон и литературные течения

Политический процесс объединения племен на Мораве произошел на 100 лет раньше, чем в Чехии.
Проникновение влияния Великоморавской державы в Чехию литературная традиция связывает с легендарным сказанием о крещении князя Борживоя при дворе моравского князя Святоплука (которым, однако, славянское духовенство было изгнано).
Впоследствии к объединению Чехии и созданию государственной идеологии стремились главным образом князья из рода Пршемысловичей. Объединение было завершено истреблением рода Славниковичей (995), после чего произошло вторичное и окончательное присоединение Моравии к Чехии. Это случилось в период правления князей Олдржиха и Бржетислава.
Уже в конце 9 века в Чехии сталкиваются западное и восточное течения, усиливающееся, благодаря интересу ближайших соседей и папской курии.
В 10 веке уже существовало два литературных течения.
I. Одно из них представляло творчество, ориентированное на латинский заказ. Это течение оставило в наследие написанные на латинском языке легенды:

  • о св. Вацлаве (Вячеславе),
  • о св. Людмиле,
  • а также так наз. Легенду Кристиана, лучшее произведение чешского происхождения, датируемое 10 веком.
    II. Второе течение представляла собой славянская литература, напр.,
  • старославянское житие св. Вячеслава (Вацлава).
    Наряду с оригинальными произведениями, написанными на старославянском языке, в Чехии также была широко представлена переводная литература. Переводы делались преимущественно с латинских оригиналов. Сюда можно отнести
  • Житие св. Вита,
  • Апокрифное Никодимово Евангелие и
  • Житие св. Бенедикта Нусрийского.
    О том, что литургия в Чехии 10 века служилась как на латинском, так и на старославянском языках, свидетельствуют так наз. «Киевские листки» - фрагмент литургического текста (из западного обряда) явно чешского происхождения.



Святой Прокопий Сазавский – основатель и первый аббат монастыря

Святой Прокопий (ок. 985-1052) – один из главных патронов чешских земель, считается покровителем бедняков и сторонником службы "по способу старославянскому". Это очень популярная фигура среди чешского народа. Тексты житий чешских святых включают и Легенду о святом Прокопии.
Сюжет популярной в народе легенды, связанный с укрощением Прокопием покушавшегося на него Сатану, который стал его слугой, беспрекословно выполнявшим волю своего господина, отображен на пьедестале к скульптурной группе Ф.М.Брокоффа на Карловом мосту с изображением святого (в кампании со св. Ферраром).
Множество противоречий о жизни святого связано не только с легендами и народными сказаниями, но и с созданием святопрокопской традиции, сформулированной при Карле-IV. Хроники того времени утверждают, что Прокопий научился глаголице, будучи Вышеградским священником, что был он и монахом Бржевновского монастыря. Согласно другой версии, он служил в Коуржиме.
В поэтическом жизнеописании святого Прокопа много внимания уделено богослужению на старославянском языке, подчеркивается бедность святого - недаром он прослыл покровителем бедняков и его чешское происхождение: «Святой Прокоп славянского рода, родился в деревне у Чешского Брода». А в жизни Прокоп отличался тем, что при всей любви к собратьям мог их жестоко наказать, собирал, сушил и смешивал травы, в которых знал толк и умел петь, обладая красивым голосом, которым дорожил и который берег.
Согласно древней легенде (написанной Монахом Сазавским), князь Олдржих встретился на охоте с легендарным отшельником и основал монастырь.
На самом деле Прокопий принадлежал к общественному слою свободных собственников. Монастырь он сам построил на своих родовых землях, поэтому довольно долгое время комплекс оставался собственностью семьи Прокопия. Почему семьи? Прокопий был изначально женатым священником, монахом он стал позднее, что было возможным в двух случаях: если жена умирает, либо сама становится монахиней.
Уже принятое им монашеское имя греческого происхождения указывает на связь с восточным монашеством.
Прокопий строит простой храм Матери Божией Марии и собирает вокруг себя монашескую коммуну славянского типа. Его сын и племянник также стали братьями, приняв имена Имрам и Вит. Князь Олдржих подтверждает основание монастыря, который с самого начала имел ярко выраженный славянский характер.
Прокопий выбрал для монастыря бенедиктинский устав, введенный в Чехии с 10 века и посвятил всю свою жизнь служению в нем. Князь Бржетислав I также опекал и поддерживал его материально.
Положение изменилось после прихода к власти Спитигнева II (1053 г), выгнавшего славянских монахов из Сазавского монастыря и заменив их латинскими монахами немецкого происхождения.
Прокопий не дожил до этих событий, умерев за год до этого.
Центральный эпизод легенды о св. Прокопии рассказывает о том, что святой трижды являлся в монастырь, приказывая врагам покинуть его.
В 1204 г. Пршемысл Отакар-I добивается у папы Иннокентия III причисления Прокопия к лику святых.
В 1588 останки святого Прокопия были перенесены из Сазавского монастыря в Пражскоградский костел Всех Святых, где и покоятся у северной стены в барочной раке.



Фотоальбом по этой теме
ЗДЕСЬ




Источники:

http://www.ilovecz.ru
http://ru.wikipedia.org


Создан 04 июл 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником